Сергей Нудный, где бы ни играл, всегда был на хорошем счету. Так было в Грузии, так было ещё несколько месяцев назад в Белоруссии. Однако, каждый раз, удачное начало не имело столь же приятного окончания. С вопроса о преждевременном возвращении из минского «Динамо» и начался наш разговор с Сергеем. Этим мы не ограничились, и «пробежались» по всей карьере этого талантливого футболиста. Уверен, своего последнего слова, он ещё не сказал…
Сергей Нудный. Родился 6 октября 1980 года. Воспитанник тираспольской СДЮШОР №4. Амплуа: «Плеймейкер». Выступал за команды: «Шериф», «Агро», «Тилигул», «Зестафони» (Грузия), «Динамо» (Минск, Белоруссия).
«КО МНЕ ПРЕТЕНЗИЙ НЕ БЫЛО»
- Сергей, почему Вы раньше времени вернулись из Минска? Аренда была до конца чемпионата, а в Тирасполе Вы уже два месяца.
- В «Динамо» меня брали «под задачи». В Минск я приехал летом, перед стартом команды в Кубке УЕФА. В клубе решили сделать ставку в еврокубках на легионеров. Первый этап мы прошли - обыграли латвийский «Сконто». А во втором уступили клубу из Дании «Оденсе»... В первом матче в Минске мы играли хорошо, вели 1:0, но на последних секундах пропустили гол и сыграли вничью 1:1. Не пропусти этот мяч, думаю, на выезде была бы другая игра. А так, в гостях мы побежали забивать и … нам «насыпали» 4 мяча …
- Как лично для Вас сложились матчи Кубка УЕФА?
- По игре ко мне не было никаких претензий. Во всех четырёх матчах я выходил в стартовом составе. У меня была хорошая пресса. Тем временем, либо из-за выступления в еврокубках, либо ещё по какой-то причине, «Динамо» теряло много очков в национальном чемпионате. И когда стало понятно, что шансов занять место в призёрах не осталось, президент и тренерский состав сели за стол, подсчитали все за и против, и решили, пожертвовав этим сезоном, работать на перспективу. Они решили сделать ставку на молодых футболистов. Тренер мне объяснил, что, поскольку я в аренде только до конца чемпионата, то на меня нет смысла надеяться в будущем. Так «Динамо» стало потихоньку распускать всех арендованных игроков и легионеров.
- Что можете сказать об Александре Хацкевиче, который в «Динамо» был играющим тренером?
- Я никогда ещё не сталкивался с такой ситуацией, когда один человек и играет, и тренирует. Считаю, что лучше заниматься чем-то одним. Кстати, ему президент так и сказал.
- Он часто играл?
- Практически все игры. Выходил на первый тайм, а потом заменялся. Президент поставил ему условие - либо ты играешь, либо тренируешь.
- И что он выбрал?
- При мне на поле в последних играх не выходил (улыбается).
MLS К КОНЦУ ГОДА
- До вашего отъезда в Белоруссию, поговаривали о том, что Сергея Нудного ждут в США.
- Да, это правда. Я был на сборах в одной американской команде. По регламенту MLS можно, чтобы в команде было только 4 легионера. Я же, когда приехал, был пятым. Несмотря на то, что тренерам понравился, заявить меня не могли. По их законам, пока они не продадут имеющихся легионеров, взять меня не могут . Обещали до конца года всё организовать.
- Чем занимались после приезда из Минска?
- Тренировался с «Тилигулом». Жаль, что не мог играть за команду… Хотя странно, у меня контракт с клубом, но играть за «Тилигул» я почему-то не имел права …
- В Белоруссии встречались с Олегом Икимом, с которым в своё время тренировались в тираспольской СДЮШОР?
- Да. Как раз перед моим отъездом «Динамо» играло с «Неманом». 0:0 сыграли. Поговорили с Олегом. Кстати, в Белоруссии также виделся с Ромой Радченко и Яшей Залевским. Они за «Торпедо» из Жодино играют..
«ХОТЕЛ ИГРАТЬ, А НЕ СИДЕТЬ НА СКАМЕЙКЕ»
- Сергей, в далёком 1996 году из вас, выпускников тираспольской СДЮШОР, была образована команда «Тирас», в последствии преобразованная в «Шериф». Почему вам не удалось заиграть в «Шерифе», как скажем тому же Стасу Иванову?
- Мы тогда все были очень молодые. Я не часто выходил в основном составе. А мне всегда хотелось играть, а не сидеть на скамейке. Тренеры делали ставку на других футболистов, на легионеров. И я не выдержал и начал искать другие варианты продолжения карьеры.
- Кстати, а вот почему так получается, что в нашем футболе, как правило, лучше относятся к легионерам, нежели к своим футболистам.
- Трудно сказать. Сейчас в любой команде есть легионеры. Это норма. Если же вернуться к тем годам, когда я был в «Шерифе», то, может быть, они надеялись, что будут идти годы, я буду сидеть, терпеть и когда-нибудь заиграю. Мне же хотелось играть уже тогда.
«ФРАНЦУЗ ХОТЕЛ ВИДЕТЬ МЕНЯ В СВОЕЙ СБОРНОЙ»
- И как тогда развивалась ваша карьера?
- Один год из-за болезни я не играл. Потом начал тренироваться с «Агро», играл за эту команду. Затем был «Тилигул». А после этого уехал в Грузию, где играл три с половиной года.
- Об этом, пожалуйста, поподробнее.
- В Грузии я выступал за команду «Зестафони». Меня там сильно полюбили, им очень нравилась моя игра. Представляете, даже создали фан-клуб Сергея Нудного! Для меня это была большая честь, ведь стать своим среди грузинов - это не так-то просто. Они меня любили даже больше, чем некоторых своих игроков. Они удивлялись, что появился молдаванин, который оказался техничнее чем грузинские футболисты (улыбается).
- Несмотря на весь этот позитив, известно, что для вас грузинская история закончилась не очень приятно.
- Да. Я не планировал надолго оставаться в Грузии. Но, несмотря на предварительную договоренность, меня не хотели отпускать из клуба. Даже хотели сделать мне грузинский паспорт. Тогда сборную Грузии тренировал француз Жиресс, и он хотел меня видеть в сборной! Но я приехал в Грузию не для того, чтобы остаться там навсегда. Я хотел уехать в более сильный чемпионат, чтобы прогрессировать. Президент клуба даже выходил на мою супругу, просил, чтобы она на меня подействовала. Но супруга тоже ему объясняла, что у нас другие планы. Тогда жена была в положении, и они делали всё, чтобы она родила в Грузии. Мы же пытались объяснить, что у нас другие цели в жизни. Из-за этого всё так и происходило, пошли конфликты…
- Да уж, не совсем приятная история. А на счёт грузинского паспорта и вызова в сборную Грузии было серьёзно?
- Желание у них было, но не думаю, что из этого что-либо получилось. Всё-таки я выступал за молодёжную сборную Молдавии. Хотя в национальную команду не призывался …
- После Грузии вы снова вернулись в «Тилигул».
- Да, так сложились обстоятельства. Семейное положение. Много проблем на голову «упало».
«БЕЛОРУССКОГО ФУТБОЛИСТА УЗНАЮ ПО ПОХОДКЕ»
- Октавио Замбрано очень ждал вашего прихода в «Тилигул». Он не раз говорил мне «Нам нужен «Мара» (так называют Сергея - прим. автора).
- К сожалению, я не был готов сразу помочь команде. Это как, знаете, с кровати встать и сразу побежать. Нужно было время. Также как и Октавио на посту тренера нужно было время. Не бывает, чтобы всё было сразу. Даже если бы приехал Анчелотти, то вряд ли «Тилигул» сразу же начал играть… Когда я приехал из Грузии в «Тилигул», мы всего полтора месяца тренировались вместе. В команде было много новичков. И только за счёт того, что каждый что-то умел, мы добивались каких-то результатов. А так, чтобы сыграться, времени было крайне мало. Кстати, так же и в Белоруссии было. Мы сыграли пару игр вместе. И было видно только то, что вот этот хороший, этот тоже, а команды не было.
- Какого вы мнения о Замбрано, как о тренере?
- Считаю, что он правильно относится к футболу. Я много повидал тренеров: и в Тирасполе, и в Грузии, и в Белоруссии. Замбрано - человек с огромным опытом. Он знает, как тренировать и как приводить команду к успеху. Но для этого нужны и футболисты соответствующие и другие важные факторы - инфраструктура. А когда даже мячей не хватает, что может получиться?
- В Белоруссии футбол развит лучше?
- Я не могу сказать, что чемпионат Белоруссии сильнее. Там просто совсем другой футбол, не такой как у нас. Белорусские футболисты отличаются от наших даже по походке (улыбается). У них совсем другая манера игры, манера борьбы. А что касается уровня, то я большой разницы не увидел.
«У «ШЕРИФА» СЛАБЫЕ СОПЕРНИКИ»
- Есть ли у вас желание, после стольких путешествий, надолго задержаться в одном месте, скажем, в Америке?
- Надеюсь, что удастся заключить контракт с командой MLS. В Америке высокий уровень футбола. Я хочу играть там, где всегда стоят высокие задачи, где можно расти. А из-за денег останавливаться не по мне.
- Играя в одном чемпионате с Дэвидом Бекхемом, думаю, расти как футболисту можно.
- Согласен (с ответной улыбкой). Мне всегда хочется стремиться к самому высокому уровню. Получается, что для этого нужно ездить в другие страны. Если бы в Молдавии была возможность для профессионального роста, я бы с удовольствием играл здесь, скажем, за «Шериф». Если бы команда решала серьёзные задачи в Лиге Чемпионов, я бы играл и гордился за свой клуб, за свою родину. Но этого не происходит. «Шериф» без проблем выигрывает чемпионаты Молдавии, а затем останавливается на втором раунде Лиги Чемпионов. Это не по мне.
- Раз уж вы затронули эту тему, то скажите, почему на ваш взгляд, «Шериф» не может пройти дальше второго раунда ЛЧ?
- Считаю, что надо в Молдавии быть на две-три головы выше, чтобы успешно выступать в Лиге. Все говорят, команда неудачно играет в Европе из-за слабого уровня молдавского чемпионата. Но я так не думаю. Проблема в уровне игроков. Если бы «Шериф» выигрывал в чемпионате по 5:0, по 6:0, тогда было бы видно, что они на две головы выше других молдавских команд. А не так, что в таблице они на 15 очков опережают вторую команду. Это из-за того, что другие команды слабые. А когда в Лиге Чемпионов попадаются серьёзные команды, то сразу возникают непреодолимые проблемы.
Естественно, сказывается и слишком большая ротация состава. Если бы оставить один состав на три-четыре года, то, думаю, они добились бы успехов в Европе.